Логопед в Москве в микрорайоне Кожухово
Кадры из фильма Э. Рязанова «По семейным обстоятельствам» комично рассказывают о работе логопеда. А если говорить серьёзно о работе логопеда, то она заключается в коррекции речевого развития детей, подростков и взрослых с сохранным слухом и интеллектом.
Наука логопедия - это педагогическая наука, но специалист-логопед обязательно обучается основам психологии, неврологии, анатомии, физиологии, разбирается в патологии органов слуха.
Устная речь ребенка формируется по подражанию. Очень важно, чтобы с самого рождения ребенок находился в речевой среде и слышал правильную речь. Речевое развитие ребенка проходит несколько этапов.
• Начальный этап - это крик, гуление, у ребенка происходит своего рода тренировка всего речевого аппарата. На следующем этапе ребенок начинает лепетать, т.е. воспроизводить слоговые сочетания, подражая речи окружающим. Этот период начинается у ребенка на шестом месяце жизни. К году малыш должен использовать для обозначения предметов и действий с десяток слов и обязательно понимать просьбы типа «дай», «возьми», «унеси», «пойдем».
• В два года словарный запас ребенка насчитывает около 50 слов, активно формируется навык высказывания мысли с помощью простых предложений.
• В три года речь ребенка должна быть понятна для окружающих (а не только для близких ему людей), он заучивает небольшие стихотворения, сказки, может назвать свое имя, фамилию.
• К четырем годам словарь ребенка достигает трех тысяч слов, в речи малыш использует сложные предложения. Звукопроизношение ребенка в этом возрасте может не быть сформировано, допускается отсутствие звуков Ы, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ.
• Пять лет – это возраст «почемучек». Ребенок активно задает взрослым вопросы, придумывает самостоятельно рассказы, сказки, слушает книжки, которые читает ему взрослый. Произношение ребенка становится чище, могут быть не сформированы Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, ЛЬ, Р, РЬ.
• К шести годам речь должна быть оформлена правильно как грамматически (правильное употребление слов во множественном числе, сочетание существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, правильное использование предлогов), так и на произносительном уровне могут остаться не сформированными такие звуки, как Л, Р, РЬ.
• К семи годам завершается устное речевое развитие ребенка: звукопроизношение без дефектов, сформирован фонематический слух (ребенок различает звуки звонкие-глухие, твердые-мягкие), отсутствуют аграмматизмы в речевых высказываниях, слоговая структура слов не нарушена (нет перестановок, усечения слогов в словах), монологическая речь состоит из развернутых предложений, ребенок хорошо интонационно модулирует собственное высказывание.
Только хорошо сформированная устная речь является базой для правильного формирования письменной речи: письма и чтения.
Когда же следует обратиться к специалисту-логопеду родителям?
Если у ребенка отсутствует лепет, или это стадия затягивается: не появляются слова-обозначения действий, предметов.
Если ребенок к трем годам не пользуется фразовой речью и его речь не понятна для окружающих.
Если в четырехлетнем возрасте малыш болтун, фантазёр, но на произносительном уровне не сформированы звуки Т, Д, К, Г. Или же фраза ребенка состоит из простых предложений, маленький словарный запас, малыш не может произнести слова сложной слоговой структуры, заменяет звуки, которые научился давно хорошо произносить, но в отдельных словах их путает, заменяет (например, КАТКАН вместо КАПКАН).
Если к шести годам так и не научился произносить звуки Л, ЛЬ, Ш, Ж, Р, РЬ; либо не может оформить свою мысль в речевое высказывание, понятное для окружающих, либо так и не поддаются для произношения слова сложной слоговой структуры.
Часто решением проблем по коррекции речи должны заниматься несколько специалистов вместе: логопед, отоларинголог, невролог, психолог.
Проблема задержки, нарушения речевого развития может быть обусловлена разными причинами.
В период беременности плод испытывал кислородное голодание, ребенок родился в асфиксии, травмы при родовой деятельности, дефицит речевого общения.
Для составления правильного плана коррекционной работы специалист-логопед подробно расспрашивает родителей, обратившихся к нему за помощью, о проблемах и беременности и родах матери, заболеваниях малыша в первый год жизни, о речевом окружении ребенка. Если ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников, логопед вправе предложить родителям получить консультацию и у невролога. Неврологическое лечение и коррекционное воздействие логопеда повысят эффективность в разрешении проблем.
Особое внимание логопед обращает на состояние слуха у ребенка, при возникших подозрениях на снижение этой функции обязательно направляет на консультацию к отоларингологу. При сниженном слухе (без специальных коррекционных аппаратов) речевое развитие ребенка будет нарушенным, или даже невозможным.
Одним из неприятных и беспокоящих как ребенка, так и его родителей является нарушение плавности и ритма речи. Такое нарушение в логопедии называется заикание.
Разрешением этой проблемы должны совместно заниматься такие специалисты как логопед, невролог, психолог.
Сложные речевые нарушения устной речи могут отразиться и на формирование письменной речи. Проблемы формирования грамотного письма могут быть затруднены. Сейчас мы поговорим о таком нарушении письменной речи, как дисграфия. На что следует обратить внимание родителям? В каком случае они должны повести своего ребенка на консультацию к логопеду?
В письменных работах постоянно, очень часто ученик начальной школы при письме:
• заменяет буквы, похожие по начертанию (например, б-д; и-у; о-а);
• заменяет буквы, которые звучат близко акустически (например, тва-два);
• пропускает гласные буквы (например, кшка-кошка);
• пропускает согласные (например, кисочка-кисточка);
• переставляет слоги местами (например, укта-утка);
• недописывает слова (карава-каравай);
• наращивает слоги в словах (например, идёдёт-идёт);
• пишет слитно слова, либо разделяет их при написании (например, моймяч-мой мяч, в сякий-всякий);
• «не чувствует» границы предложений (например, Кот Мурзик играет. С бабушкиным клубком. – Кот Мурзик играет с бабушкиным клубком.);
• Не усваивает употребление мягкого знака, как показателя мягкости (например, волный-вольный).
Для коррекции таких нарушений необходимы систематические занятия с логопедом.
Чтение – это тоже письменная речь. Нарушение данного вида письменной речи называется дислексия.
Какова симптоматика данного нарушения?
• Угадывающее чтение (ребенок не прочитывает до конца слово, а досказывает его, например, вместо прочтения ДОРОГОЙ, читает: ДОРОГА).
• Пропускает отдельные слова в тексте.
• Не может повторить прочитанного.
• Неправильное прочтение окончаний у слов.
• Неправильное прочтение букв, сходных графически или различающихся пространственным расположением (например, л-д, з-в).
• Соскальзывает с одной строки на другую.
• Стойкое нежелание читать.
Как правило, успех в преодолении этого нарушения зависит от совместной работы логопеда, невролога, психолога.
Логопед занимается коррекцией речевых нарушений и взрослых. Потеря речи вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы называется афазия. Грамотная коррекционная работа логопеда-афазиолога поможет частично или полностью восстановить речь пациента.
С проблемами голосовых нарушений детей и взрослых (афония, дисфонии) также необходимо обращаться к логопеду, который вместе с врачом-фониатром будет работать над преодолением данных нарушений.
В медицинском центре «Золотая Орхидея» по адресу: ул. Лухмановская, д. 33 ведет прием специалист-логопед.
Будьте здоровы! Говорите, читайте правильно! Пишите грамотно!